Что такое СРО? История, закон, функции и обязанности

Аббревиатура СРО расшифровывается как «саморегулируемая организация».

Саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли или рынка, либо объединяющая членов профессиональной деятельности определенного вида (в соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ №315 “О саморегулируемых организациях”).

В идеальном мире государство в процессы саморегулирования практически не вмешивается, ограничиваясь изданием законов и иных нормативных актов с содержанием минимальных требований по СРО. Решение внутренних проблем передается саморегулируемым организациям при полноправном участии их членов.

В этой статье разберемся в том, что такое СРО и для чего она нужна. Рассмотрим историю появления, правовой статус, основные функции СРО.

Содержание

Что понимается под предметом саморегулирования?

В соответствии со статьей 2 ФЗ №315 под предметом регулирования СРО следует понимать самостоятельную и инициативную профессиональную деятельность физических и юридических лиц, при условии, что они являются членами конкретного объединения.

Основная задача СРО — это формирование условий, правил работы, осуществление контроля деятельности и защита интересов всех своих участников. Но при разработке стандартов обязательно учитываются требования федерального законодательства, ведомственных и отраслевых локальных нормативных актов. Разрешено дополнение и расширение положений действующих законов. Исключать положения, предписанные органами власти, нельзя.

С одной стороны, можно сделать вывод о том, что экономические свободы участников такой организации существенно ограничиваются. С другой стороны, сами члены СРО формируют для себя правила работы и условия ведения своей профессиональной деятельности. Не приходится постоянно отчитываться и составлять множество отчетов для контролирующих органов.

Согласно закона о СРО, при разработке стандартов и правил важно учитывать сложившуюся практику деловой этики. Участники не должны действовать в ущерб иным структурам и предпринимателям, работающим в этой же сфере.

Еще одна особенность сущности СРО — это создание условий, при которых недобросовестная конкуренция становится невозможной. Участники СРО не должны становиться причиной убытков у потребителя как в материальном, так и моральном качестве. Под запрет подпадают и действия, вредящие деловой репутации как поставщика, так и саморегулятора.

Очевидные преимущества саморегулирования

На современном этапе развития экономики идею СРО можно считать наиболее совершенной моделью построения взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком по договорам купли-продажи или оказания услуг.

Недобросовестные компании или ИП, работающие с нарушением законодательства и установленных стандартов, рано или поздно должны быть исключены из саморегулируемой организации. При исключении из СРО у юридического лица или ИП возникают серьезные проблемы:

  • взносы в компенсационный фонд не возвращаются;
  • теряется возможность принимать участие в крупных и государственных тендерах и аукционах;
  • теряется возможность давать официальные финансовые гарантии;
  • появляются сложности в привлечении потенциальных заказчиков.

Необходимо отметить, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей заново вступить при добровольном выходе получится только через год.

История саморегулирования

Если вернуться к истокам, первым примером СРО можно считать идею медиков и их клятву Гиппократа. Врачи, произнося ее, обещали вести себя определенным образом, не вредить пациентам.

Более выраженный пример — это цеха ремесленников, существовавшие в средние века. Те, кто работал в смежных отраслях, вынуждены были договариваться о введении некоторых стандартов, единых размеров, чтобы не получалось, что чугунки не помещаются в печи, а гайки не подходят к болтам. Постепенно пришло понимание, что в процессе производства, изготовления хоть сапог, хоть калачей необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя, так как именно он будет оплачивать стоимость произведенных работ и товаров.

Постепенно в странах Западной Европы саморегулируемые организации в своей идее появились практически во всех отраслях. По сей день они контролируют деятельность юристов, врачей, фермеров и т. д. Если кто-либо желает открыть микропредприятие, он обязан стать членом СРО и действовать согласно принятым там нормам.

В таком случае у государства появляется выгода: нет необходимости вводить лицензирование, сертификаты, нанимать штаты чиновников. Сфера  ведет четкий контроль самостоятельно внутри себя. Хотя иногда для бизнесменов добровольно взятые на себя обязательства являются более существенным ограничителем, чем самые строгие законы.

При этом, как показывает практика, большая часть предпринимателей, работающих в западных странах, дорожит своей репутацией. Исключение из саморегулируемой организации равносильно уходу с рынка. Это автоматически означает разрыв деловых связей, потерю доверия кредиторов и потребителей продукции.

Появление саморегулирования в России

Для России институт саморегулирования не является чем-то новым. К 1864 году на его основе стали работать адвокаты и их коллегии, а позднее и Московская биржа. В соответствии с уставом Биржевой комитет обязан был защищать интересы биржевиков перед государством и общественными институтами. Аналогичным образом регулировалась деятельность нотариусов и нотариальных палат.

Во времена СССР работа предприятий контролировалось на государственном уровне. Потребности в работе саморегулируемых структур не было. Были министерства и ведомства, решающие что, и в каких объемах производить. Качество каждого винта, станка, автомобиля регулировалось ГОСТами. Предприятия были лишены какой-либо инициативы. А у покупателя абсолютно не было выбора. Он радовался, когда удавалось купить хоть что-нибудь, даже иногда не особо нужное.

О саморегулировании вспомнили только в 90-х годах XX века, когда возобновилась торговля ценными бумагами. Принципы, известные еще несколько веков назад, учитывались при разработке законов, регламентирующих работу инвестфондов.

С 01.12.2007 года в России действует Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях». Его действие в обязательном порядке  распространяется на:

  • строителей;
  • проектировщиков;
  • изыскателей;
  • аудиторов;
  • энергоаудиторов;
  • арбитражных управляющих;
  • оценщиков;
  • кредитные кооперативы.

В иных отраслях СРО можно создавать на добровольной основе.

Саморегулирование в строительстве и его влияние на развитие малого бизнеса

Введение института саморегулирования в строительную сферу России по времени совпало с экономическим кризисом 2008 г. Особо пострадали от его последствий небольшие организации, оказывающие различные услуги по проектированию и возведению объектов. 

Из-за резкого снижения объемов строительства одни из них разорились, другие же в поисках выхода из сложившейся ситуации вынуждены были объединяться с более крупными компаниями.

Отмена лицензирования и обязательства по вступлению в СРО в сфере строительства

Предпосылкой появления СРО в строительстве стала отмена обязательного получения лицензий на проведение работ по проектированию и инженерным изысканиям. Вместо наличия документа, подтверждающего право организации заниматься соответствующей деятельностью, появилось новое условие – обязательное вступление последней в саморегулируемую организацию.

Согласно принятым законам, на СРО сейчас возложены большие обязанности по регулированию и контролю строительных фирм, являющихся их членами. По сути, они являются объединениями, которые выдают разрешения, регламентируют, стандартизируют, проверяют качество исполнения строительных работ более мелкими, некогда относящимися к малому бизнесу, предприятиями.

Другими словами с отменой лицензий и появлением СРО по малому бизнесу был нанесен серьезный удар. Ведь теперь, чтобы выполнять инженерные изыскания, проектировать и строить, любому подрядчику нужно быть членом саморегулируемой организации. 

Это дополнительные финансовые затраты, юридические тонкости и как следствие увеличение сроков по определенным направлениям деятельности. В СРО, в основном, вступают крупные организации, но и малый бизнес присутствует, несмотря на всевозможные сложности.

Последствия отмены лицензий и введения института СРО в сфере стротельства

Вследствие того, что лицензии окончательно потеряли свою значимость, а им на смену пришел институт СРО, в строительной сфере произошли существенные изменения:

  • она стала более профессиональной, т.к. к работе в ней допускаются люди с определенной квалификацией и образованием (сегодня это строители, заинтересованных в развитии своего бизнеса, а не люди, создающие липовые компании для отмывания денег);
  • в ней упростилась схема регулирования безопасности и качества возводимых построек, что дало возможность быстрее и максимально объективно контролировать строительство (многие административные барьеры в лице Ростехнадзора, МЧС и др. исчезли, а сними и вероятность «заочного», «платного» контроля);
  • строительство стало осуществляться согласно европейским нормам и стандартам (многие будущие члены СРО перед вступлением в них обязаны проходить сертификацию ИСО 9001), что сделало конкурентоспособными российских работников и положительно повлияло на их репутацию в мире.

По мнению специалистов, саморегулирование, потеснившее малый бизнес России, уже имеет ощутимые плюсы и привело к улучшениям в строительной сфере. Его дальнейшее развитие обещает быть динамичным и результативным.

СРО арбитражных управляющих

С 2002 года предприятия страны получили возможность законным образом избавиться от долгов. Заработал Федеральный закон №127 «О несостоятельности (банкротстве)». Он предусматривает, что  обязательным участником процесса является арбитражный управляющий. Ему надлежит выявлять имущество должника, руководить его реализацией с торгов, направлять вырученные средства на погашение задолженности перед кредиторами.

Назначает арбитражного управляющего судья, ведущий конкретное дело. Но заявитель обязан указать СРО, из которой и надлежит пригласить АУ. У последнего есть право согласиться на предлагаемую работу или отказаться.

К арбитражным управляющим предъявляются многочисленные требования в части квалификации, работы в должности помощника, наличия предупреждений, дисквалификаций и т. д. Еще одно условие — членство в СРО.

При создании организации необходимо учитывать требования ст. 22 данного ФЗ. Для компенсации убытков, если они становятся следствием ошибок или неправомерных действий арбитражного управляющего, создается компенсационный фонд. Основание — ст. 25.1 Федерального закона. Рассчитывать на возмещение из него могут все стороны процесса: и кредиторы, и непосредственно банкрот.

СРО кадастровых инженеров

Для регулирования деятельности кадастровых инженеров в 2007 году принят ФЗ №221. Вопросы, касающиеся создания, функционирования саморегулируемых организаций, изложены в ст. 30  данного законодательного акта. К основным положениям можно отнести следующие:

  • формат работы — ассоциация или союз. Минимальное количество участников определено законодательно. Увеличение — по решению общего собрания;
  • задачи СРО стандартны. Необходимо выработать стандарты работы, определить, как участники обязаны действовать в разных ситуациях, проверять соблюдение действующих нормативных актов;
  • ассоциация (союз) получает статус СРО с момента, как данные о ней будут внесены в госреестр. Минимальное количество участников  700 и более. Помимо этого надлежит создать органы управления, разработать стандарты деятельности.

Непосредственно СРО не имеет права заключать договора о сотрудничестве со своими участниками, заниматься оказанием услуг в сфере кадастра, создавать юрлица или входить в их директорат.

Федеральное законодательство о саморегулируемых организациях

В 2007 году депутаты Госдумы РФ одобрили закон №315 о СРО. Он определяет:

  • действия саморегулируемых организаций;
  • правила приема в СРО и исключения из нее. Требования могут быть как лояльными, так и излишне жесткими. Главное — соблюдение минимальных требований законодательства;
  • методы контроля деятельности членов. Это могут быть отчеты, проверки, стороннее наблюдение, контрольные закупки;
  • принципы и меры дисциплинарного воздействия при нарушении установленных правил;
  • ведение реестра, включения в него и исключения;
  • возможность ограничения полномочий управления и иные вопросы.

В частности, определено, что СРО являются некоммерческими организациями, создаваемыми для решения задач в рамках закона. Они объединяют индивидуальных предпринимателей и юрлица, работающих в определенной сфере. При создании СРО учитываются требования и положения Федерального закона № 7 от 12.01.1996  «О некоммерческих организациях».

Исключения из 315-ФЗ

Необходимо отметить, под действие 315-ФЗ не подпадают те, кто работает с деньгами, ценными бумагами, предоставляет займы, аккумулирует деньги населения для размещения их на фондовом или валютном рынках. Специально для регулирования деятельности СРО в данной сфере принят Федеральный закон №223 от 13.07.2015 года. Участникам данного сегмента рынка следует обращать внимание и на иные нормативные акты, принятые на уровне федерации или отдельных ведомств. В частности, отдельные законы регламентируют деятельность банков, МФО, кредитных кооперативов и т. д.

Изменения в 315-ФЗ от 2016 года

В Федеральный закон 315-ФЗ практически непрерывно вносятся корректировки. Наиболее значимые относятся к 2016 году, когда был принят 372-ФЗ. Он касается СРО строителей.

Основные изменения:

  • Строительная компания может не получать членство в СРО, если государству принадлежит свыше 50% уставного капитала юр. лица. Это же правило распространяется на подрядчиков, если стоимость выполняемого контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • Строительные СРО становятся региональными. В соответствии с законом, начиная с 01.07.2017 года строители и подрядчики обязаны состоять с СРО только в своем регионе. После 01.10.2017 года саморегулируемые организации получили право исключать из своих рядов участников, зарегистрированных в иных областях, краях и республиках. При этом взносы, уплаченные в компенсационный фонд, также, при соблюдении определенных рамок, переводятся в новую СРО;
  • Ввели требование к квалификационному составу члена СРО: наличие минимум двух специалистов в национальном реестре специалистов ( НРС), устроенных по основному месту  работы;
  • Обновлены уровни ответственности членов СРО.

Отдельно стоит сказать об изменениях, касающихся формирования компенсационного фонда. Теперь их может быть два.

Один предназначен для возмещения вреда (ущерба). Его создание регламентируется законом, отказаться от уплаты взносов в него невозможно.

Второй формируется участниками СРО для обеспечения договорных обязательств. Он необходим, если 30 и более членов СРО собираются участвовать в тендерах на право выполнения строительных, проектных или изыскательских работ. Для размещения средств КФ открывается особый счет в банке (спецсчет и только в аккредитованном банке).

Правовой статус СРО

Саморегулирование предполагает, что государство передает часть своих полномочий в сфере регулирования деятельности особым структурам — саморегулируемым организациям. Но уже несколько лет эксперты-юристы ведут споры об их статусе и разрешенных формах регистрации.

Если обратиться к действующему законодательству (ч. 3 ст. 3 315-ФЗ), можно сделать вывод, что СРО — это некоммерческая организация с обязательным членством юрлиц, ИП или физлиц. Важна не форма регистрации, а объединяющий всех вид деятельности. Данные структуры не могут создаваться для получения прибыли от своей деятельности.

Статья 2 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» говорит о том, что некоммерческими организациями считаются ассоциации и союзы, общественные объединения и некоммерческие партнерства. Но здесь нужно учитывать несколько моментов, если речь идет о правовом статусе СРО.

Членами общественного объединения могут быть исключительно физические лица. Они собираются вместе в онлайн или офлайн форматах, чтобы читать книги, делиться душевными переживаниями или рецептами приготовления пиццы, молиться, обсуждать новинки кино и т. д. Юридических лиц в такое объединение не примут ни при каких обстоятельствах. Это означает, что данная организационно-правовая форма неприменима при создании СРО.

Отдельно стоит сказать об ассоциациях и союзах. Они рады видеть в своих рядах предприятия и компании всех форм собственности, но не принимают частных граждан. Но это противоречит положениям законодательства в части того, что членами СРО могут становиться и физические лица, если они оказывают определенные услуги или заняты производством продукции, разрешенной законодательно.

Оптимальная форма СРО — некоммерческое партнерство

На основании всего сказанного ранее можно сделать вывод, что оптимальная форма для СРО — некоммерческое партнерство. В данном случае отсутствуют ограничения на юридический статус членов.

Для получения статуса СРО недостаточно только выбрать организационно-правовую форму. Необходимо наличие не менее 25 участников, если речь идет о предпринимательстве, или не менее 100 физических лиц как в статусе индивидуального предпринимателя, так и без. В некоторых отраслях требования еще жестче. Например, СРО кадастровых инженеров должна объединять не менее 700 представителей.

В п. 2 ст. 21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» значится, что  в рамках одной организации должно объединяться не менее 100 человек, имеющих статус арбитражных управляющих. Саморегулируемой организации аудиторов будет отказано в регистрации, если в списках значится менее 100 компаний или 1000 аудиторов, работающих индивидуально. Для последних обязательное требование — прохождение аттестации. Основание — п. 2 ст. 20 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Национальные объединения СРО в сфере строительства

Практика показала благотворное влияние Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Учитывая строгое дифференцирование по сферам деятельности, Национальное объединение СРО определенного вида может быть создано лишь одно, а вступление в Национальное объединение происходит автоматически – сразу после регистрации СРО и получения необходимых разрешений и сертификатов.

Градостроительным кодексом регламентировано создание и функционирование Национальных объединений саморегулируемых организаций, включающее три основных направления:

Целью создания Национального объединения СРО в сфере строительства является защита общественных интересов, равно как и контроль соблюдения правовых норм в отношении самих саморегулируемых организаций.

Начиная с момента регистрации и внесения саморегулируемой организации в реестр государственных СРО, происходит включение новых зарегистрировавшихся в состав Национального объединения. За этим следует добровольное принятие правил членства с уплатой вступительного взноса, регулярных членских взносов и других согласованных отчислений на представительские и организационные нужды, размеры и порядок уплаты которых обсуждаются и принимаются большинством на Всероссийском съезде СРО.

Процедура исключения организации из рядов Национального объединения СРО определенного типа происходит аналогично – автоматически исключаются организации, выбывшие по тем или иным причинам из Государственного реестра.

Задачи и цели Национального объединения СРО

Функциями Национального объединения СРО в сфере строительства становится рассмотрение текущих проблем сферы, производится поиск решений, разработка предложений по усовершенствованию законодательной базы в отношении инженерной деятельности, подготовки проектной документации и процесса строительства.

Национальное объединение производит мониторинг обращений организаций-членов, рассматривает внутренние жалобы и жалобы третьих лиц, обеспечивает сбор и контроль средств компенсационного фонда, присужденных выплат в соответствии с ГрК РФ для погашения штрафов и ущерба.

Национальное объединение строго контролирует соответствие выполняемых работ, следит за соблюдением отраслевых стандартов и действующего законодательства.

Государственный надзор за деятельностью Национальных объединений в сфере строительства ведет Ростехнадзор. Контролирующий орган вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки на предмет соблюдения требований ГрК РФ, контролировать ход устранения выявленных нарушений.

Типовая структура СРО

Любая организация или предприятие вне зависимости от цели создания имеет определенную структуру. Она состоит из подразделений, отделов, частей, определенных образом взаимодействующих между собой. Конкретный тип структуры определяется масштабами работы, количеством персонала или членов, заявленными целями.

Типовая структура СРО

К обязательным элементам можно отнести органы управления, необходимые для разработки и утверждения документации, контроля деятельности членов.

Статья 15 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» говорит о том, что роль органов управления отводится:

  1. Общему собранию участников;
  2. Коллегиальному органу управления, действующему на постоянной основе;
  3. Исполнительному органу.

На состав органов управления конкретной СРО можно посмотреть в официальном реестре СРО строителей, проектировщиков и изыскателей на сайте Ростехнадзора. На изображении представлен пример с СРО СОЮЗ «МОПОСС»:

Состав органов управления конкретной СРО в реестре Ростехнадзора

У собрания членов СРО самые обширные полномочия

Самыми обширными полномочиями обладает общее собрание членов СРО. Только оно имеет право:

  1. Утверждать Устав и поправки к нему;
  2. Решать, кто войдет в коллегиальный орган, добавлять в него членов или исключать действующих. Возможно и полное прекращение полномочий. В ходе тайного голосования дополнительно определяется лицо, которому надлежит возглавить коллегиальный орган управления;
  3. Решать, в каком размере платить взносы всех типов в СРО. В случае с компенсационным фондом надлежит решить, где он будет размещен;
  4. Принимать решения об исключении из СРО некоторых ее членов, прекращении сроков действия допусков. Если исключаемое лицо не согласно с принятым решением, жалобы от него проверяет общее собрание;
  5. Определять меры и методы наказания, основания для их применения, если члены СРО нарушают действующие правила или стандарты;
  6. Рассматривать и утверждать отчеты коллегиального органа управления, выбирать приоритеты для дальнейшего развития организации;
  7. Принимать решения, касающиеся роспуска СРО, изменения ее структуры и т. д.

Членами постоянно действующего коллегиального органа управления могут быть ИП или представители юрлиц, входящих в данную структуру. Им надлежит выполнять решения, принятые собранием, выполнять текущие операции, связанные с деятельностью организации.

Органы управления СРО

В частности, коллегиальный орган занимается:

  1. Разработкой стандартов работы;
  2. Назначением аудиторов для проверки бухотчетности;
  3. Выдвижением кандидатов для избрания в исполнительный орган или на должности третейских судей;
  4. Принятием решений о вступлении новых членов в СРО.

Важно подчеркнуть, что коллегиальный орган управления может отсутствовать. Все перечисленные функции и полномочия могут быть возложены на общее собрание.

Помимо перечисленных органов управления в саморегулируемой организации создаются:

  • Ревизионная комиссия. Ей надлежит проверять правильность ведения бухучета, отражения хозяйственных операций, составления налоговой отчетности. Данные проверок передаются на рассмотрение общему собранию.
  • Специализированные органы для решения конкретных задач.
  • Третейский суд. Он рассматривает споры и конфликты, если их участниками становятся члены СРО. Деятельность данных подразделений регламентируется не только локальными нормативными актами, но и 102-ФЗ от 24.07.2002 года «О третейских судах в РФ».
  • Исполнительный орган. Он решает повседневные вопросы, возникающие в работе СРО. Объем полномочий определяется общим собранием.

Основные функции СРО

Саморегулируемые организации создаются, чтобы снять с государственных структур нехарактерные обязанности. К ним можно отнести следующие:

  • Регулирование. Предполагает формирование стандартов работы на базе действующего законодательства. Стандарты возводятся в ранг закона для тех, кто стал членом конкретной СРО.
  • Контроль. Стандарты деятельности нужно не только обозначить потому, что этого требует законодательство. Их необходимо соблюдать. И проверять, как это делается, обязана сама СРО.
  • Обеспечение и организация. Данные обо всех предприятиях и предпринимателях, являющихся членами данной СРО, вносятся в специальный реестр. Еще один существенный момент — наличие коллективной ответственности перед клиентами, получателями товаров или услуг.
  • Решение проблем с наказанием в рамках юрисдикции. Если от сторонних граждан, предприятий поступают жалобы на кого-либо из участников, именно СРО приходится решать, какие меры применить к нарушителю. Его могут оштрафовать, исключить из членов и т. д.

Таким образом основными функциями саморегулируемой организации являются:

  • разработка условий членства;
  • применение штрафных санкций к участникам организации, не соблюдающим федеральное законодательство или внутренние регламенты СРО;
  • принятие мер к разрешению конфликтов, если их участниками становятся члены СРО;
  • анализ работы участников. Последние обязаны предоставлять правлению отчетность в соответствии с действующим порядком;
  • отстаивание интересов своих членов во взаимоотношениях с органами госвласти страны, местного самоуправления;
  • создание условий, при которых персонал участников может пройти обучение для повышения квалификации, получения новых знаний, переаттестации;
  • рассмотрение жалоб, если они касаются действия/бездействия членов СРО в части нарушения действующего законодательства, стандартов;
  • размещение в открытых источниках информации о деятельности саморегулятора и его участников.

Обязанности СРО и ее членов

Среди прямых обязанностей регулятора необходимо выделить следующие:

  • Разработка условий вступления в СРО, стандартов и правил, обязательных для участников.
  • Наказание членов, нарушающих действующие положения, наносящих ущерб потребителям продукции.
  • Создание третейских судов для рассмотрения споров, конфликтов, если в них участвуют члены СРО.
  • Проверка отчетности участников, анализ проводимой ими работы.
  • Представление интересов участников в судах, госструктурах.
  • Организация обучающих курсов для повышения квалификации персонала участников.
  • Размещение в свободном доступе данных о работе членов саморегулятора.
  • Ведение реестра участников организации.

Отдельные обязанности предусмотрены для СРО арбитражных управляющих. Эти структуры обязаны:

  • Направлять извещение в арбитражный суд, если кто-либо из участников исключен из организации. Законом на это отводится один рабочий день с момента принятия решения.
  • Хранить отчеты, представленные АУ, не менее пяти лет с момента предоставления.
  • Создавать условия для проведения стажировок лиц, желающих занять должность помощника арбитражного управляющего и т. д.

Члены саморегулируемой организации берут на себя определенные обязательства. Они должны:

  • Перечислять своевременно членские взносы. Отказ невозможен. Он равносилен исключению из СРО.
  • Работать в соответствии с эталонами, заложенными в уставе СРО, иных документах, принятых общим собранием.
  • Выплачивать штрафы, если они стали следствием неподобающего поведения, работы с браком.
  • Предоставлять данные, необходимые для контроля деятельности члена партнерства.

Какими правами обладают СРО и ее участники?

Все сказанное ранее позволяет предположить, что на саморегулятора возлагаются только многочисленные обязанности. Никакие права взамен не предлагаются. Но это не так.

К правам можно отнести:

  • Оспаривание решений, принимаемых органами госвласти или местного самоуправления. Это можно делать в случае, если нарушаются права и законные интересы регулятора или его членов.
  • Анализ, предварительное изучение проектов актов, законов, ведомственных приказов, если они затрагивают интересы СРО, касаются работы, в том числе на перспективу. По итогам обсуждения, проведенных экспертиз данные направляются разработчикам законов.
  • Получение информации, в том числе в госструктурах, если она требуется для ведения текущей работы.

Объем прав СРО определяется федеральным законодательством, иными нормативными актами.

Член СРО имеет право на:

  • Получение выписки из реестра членов СРО. Срок действия данного документа составляет 30 календарных дней.
  • Пользование данными, необходимыми для ведения профессиональной деятельности.
  • Обжалование решений об исключении из СРО, наложении штрафа. Если органы управления отказываются рассмотреть заявление, участник может подавать иск в суд.

Помимо этого член партнерства имеет право рассчитывать на то, что его сотрудники своевременно пройдут обучение на курсах, будут допущены к экзаменам для подтверждения квалификации.

Компенсационный фонд и взносы в СРО

Члены СРО в результате своей деятельности могут нанести ущерб репутации или имуществу третьих лиц. И нередко оказывается, что выплаты со стороны страховых компаний полностью убытки не покрывают. Специально для таких случаев и создается компенсационный фонд возмещения вреда. Ни на какие иные цели тратить аккумулированные средства нельзя.

В соответствии с изменениями от 2017 года участники СРО могут создавать еще один вид КФ. Он предназначен для обеспечения договорных обязательств. Важное условие — заявки на  участие в тендерах или конкурсах должны подать 30 и более строительных или подрядных организаций. 

Если кто-то из членов СРО не выполнит свои обязательства по договорам, пострадавшее лицо получит возмещение за счет денег, собранных всеми. Но выделенная сумма будет подлежать в последующем возврату этим  членом партнерства. При невозможности вернуть использованные денежные средства, сумма будет распределена равными частями между всеми действующими членами СРО.

Актуальные размеры компенсационных фондов по каждой действующей СРО вы можете найти в реестре СРО на нашем портале.

Объем взносов

Размер взносов зависит от типа фонда, объемов заключаемых контрактов.Все суммы фондов строго закреплены в ст 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Если изыскательская или проектная компания заключает договор на сумму не более 25 млн. рублей, ей придется внести в КФ не менее 50 тыс. рублей. Если строительная организация собирается возводить объект стоимостью до 60 млн. рублей, размер взноса составит 100 тыс. рублей. Но для компенсации убытков по договорным обязательствам при такой же сумме договора в компфонд надлежит внести уже 200 тыс. рублей.

Если говорить о суммарном объеме КФ регулятора, то единые пределы законом не установлены. Все зависит от количества членов, объема заключаемых контрактов. На официальном сайте СРО должны быть размещены актуальные данные, касающиеся состояния фонда, произведенных выплат. Ознакомиться с ними может любой желающий.

Когда платить взносы в компенсационный фонд

Если строительная, подрядная или иная структура подает заявление на вступление в СРО, она обязана уплатить первый взнос в сроки, обозначенные в договоре или внутренних документах СРО (но не более 30 календарных дней). Платеж — единовременный. Разбиение на части не предусмотрено.

Отдельно стоит сказать о выплатах из компфонда. Если саморегулируемая организация понесла расходы, ее участники обязаны возместить потраченные суммы. Сроки определяются уставом партнерства или общим собранием участников.

Можно ли вернуть взносы в компенсационный фонд?

Градостроительный кодекс РФ не предусматривает возврат компенсационного фонда СРО, если средства предназначены для погашения убытков. Но есть исключения. Они перечислены в 240-ФЗ. В частности, предприятие может получить обратно свои деньги, если:

  • имеется допуск к работам, от которых зависит безопасность строительных работ, если до 01.08.2010 года они были исключены из реестров;
  • предприятие прекратило свое членство в регуляторе на основании п. 1 ч. 1 или п. 5 ч. 2 ст. 557 Кодекса. С момента, как перечисленные работы исключены из перечня, прошло больше 2 дней и менее 6 месяцев.

Зачем вступать в СРО и для чего это нужно?

Зачем нужно становиться членом СРО, если это связано со значительными расходами и никаких существенных выгод не влечет? Ответов на этот вопрос много. Например:

  • арбитражный управляющий не имеет права становиться участников процесса о банкротстве физлица, если не является членом СРО?
  • в строительстве участие в регуляторе не требуется только тем, кто занимается ИЖС, малярно-штукатурными работами.

Общий перечень работ, выполнение которых возможно только при наличии членства в СРО, приведен в приказе № 624 Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 года. Если же, например, строительная компания, не имеющая членства в СРО, начнет возведение многоквартирного жилого дома, руководство может быть привлечено к уголовной или административной ответственности. Основание — ст. 171 УК РФ.

Потребителям же товаров и/или услуг выгодно, если поставщик является членом СРО в своей сфере деятельности. Он может рассчитывать на определенное качество работ, возмещение ущерба, если исполнитель допустит брак.

Определенные преимущества получают и сами участники СРО. Им не приходится решать вопросы, связанные с обучением, переобучением персонала, повышением квалификации или прохождением аттестации. К тому же, наличие допуска СРО — это возможность заключать более выгодные контракты, в том числе с госструктурами.

Что такое свидетельство о допуске к работам (допуск СРО)?

Документ свидетельство о допуске к работам (допуск СРО) отменен с 01.07.2017г. Подтверждением членства СРО на данный момент является выписка из реестра членов СРО, форма которой введена приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г № 86.

Историческая справка

Начиная с 2010 года, строительным и подрядным предприятиям в России больше не требуются лицензии, позволяющие работать в выбранной отрасли. В 2009 году законодательно введено такое понятие, как свидетельство о допуске к работам. Выдача этих документов возложена на СРО.

Свидетельство о допуске к работам обязаны были иметь:

  • Строители. Учитываются не только возводимые объекты, но и те, что находятся на восстановлении, капремонте.
  • Проектировщики.
  • Изыскатели.
  • Энергоаудиторы.

В первых трех случаях предполагается, что проводимые работы оказывали непосредственное влияние на безопасность зданий и сооружений.

Выдаваемые свидетельства были не ограничены по времени и территории. Так, документ, выданный в Москве, был актуален на Дальнем Востоке. Министерство регионального развития отвечало за составление перечня работ, при которых наличие свидетельства обязательно. Его форма установлена Ростехнадзором.

В свидетельстве указывалось, какими работами мог заниматься его владелец. Самовольное расширение считалось незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями. Добавить в свидетельство дополнительные работы могло только СРО на основании заявления.

Часто задаваемые вопросы о СРО

Кто может стать членом СРО?

Любой желающий при условии, что он соответствует требованиям, зафиксированным в уставе конкретной СРО. В большинстве случаев нет разграничений между физическими и юридическими лицами. Это же относится к иностранным предприятиям.

Кто контролирует СРО?

Саморегулируемые организации во всех отраслях, прямо или косвенно связанных со строительством, находятся под контролем Ростехнадзора. Периодичность проверок определяется ст. 46 Административного регламента.

Как бороться с коррупцией при работе в составе СРО?

На саморегулируемые организации распространяются требования Федерального закона «О противодействии коррупции». На практике это означает, что информация обо всех известных случаях должна быть передана в полицию или следственный комитет. Еще одна обязанность — разработка принципов работы, исключающих коррупционную составляющую.

Может ли СРО самостоятельно оказывать услуги, торговать, вести иную предпринимательскую деятельность?

Нет! В законодательстве есть прямые запреты на это. Не допускается никакое извлечение прибыли. В приоритете — регулятивная деятельность.

Как вернуть компенсационный взнос СРО?

Взносы в КФ — это страховка для участника саморегулятора на случай ошибок, предоставления услуг плохого качества. ФЗ №240 от 27.07.2010 г не предусматривает возврат этих денег за исключением нескольких случаев, о которых уже было сказано ранее.

Сколько дней дается участнику СРО на оплату взноса в компенсационный фонд?

Как только СРО завершает проверку документации претендента на вступление, последнему выставляется счет на оплату взноса. Деньги перечисляются одним платежом на основании счета. Стандартно на это дается 3 (три) рабочих дня. Возможны и иные варианты. Они должны быть обозначены в уставе.

Если СРО исключили из реестра, кто обязан вернуть средства компфонда?

На определенном этапе может оказаться, что данные о саморегулируемой организации исключены из реестра. Это не означает, что собранные деньги автоматически возвращаются плательщикам. Они переходят в ведение НОСТРОЙ или НОПРИЗ. И уже эта структура отвечает за то, чтобы взносы были перечислены на счет новой СРО по заявлению членов исключенной СРО.